| |||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 8. КАК УЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО СУТЬ ПРОБЛЕМЫВ данном вопросе есть два важнейших аспекта - общественный и индивидуальный. Первый связан с парадигмой образования вообще, в том числе - с манерой мышления или логикой, с помощью которой можно более или менее правильно и глубоко понимать и чувствовать окружающий нас и наш внутренний миры. Второй - это собственно образование как процесс формирования подрастающего поколения от семьи и детских учреждений до ВУЗов включительно. Понятно, что два этих аспекта - образованность общества и образование человека связаны и даже зависят друг от друга, поскольку общество продвигается в будущее путем чередования поколений, которое предполагает их прижизненную встречу, духовно-нравственное и культурно-технологическое взаимодействие. К тому же дело не только в уровне, но и в содержании образования человека и общества, а также - в манере его получения и использования. "Политика геноцида" русского народа (КОБР "М„ртвая вода") в первую очередь распространяется именно на эту сторону жизни и именно на будущее нации - на детей и подростков. В связи с этим и в порядке получения сравнительно полного ответа на основной вопрос данной Главы нужно рассматривать оба этих аспекта образования отдельно, но с акцентом на их общем, мировоззренческом основании. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА НЕКЛАССИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (см. по этому поводу готовящуюся к печати отдельную, профессиональную работу в области логики) Классическая форма мировосприятия и мышления складывалась веками и в конце концов свелась к так называемой "дискретной логике", которую иначе называют "логикой исключенного третьего", "формальной логикой" и т.д. В сочетании с чувственным восприятием внешнего мира и некоторых самоощущений она в разных вариантах и модификациях используется в быту и в производственной практике, в науке и технике и т.д., короче - для всех случаев коммуникации и общения, для рассуждений и понимания, теоретического описания и т.д. и т.п. Примеры очевидны: "да" или "нет", "правильно" или "неправильно", "сильный" или "слабый", "черный" или "белый", "свой" или "чужой", "больной" или "здоровый", "Добро" или "Зло", "Христос" или "Антихрист", "живой" или "мертвый" и т.д. Основным недостатком этой логики и соответствующей ей манеры мышления является принципиальная однобокость. Она получается уже потому, что оценочный по сути выбор между двумя противоположностями делается с помощью этой логики при неявном игнорировании не только одной из них, но и всех промежуточных вариантов, в том числе - так называемой "золотой середины". "Ч„рно-белая логика" обычно бывает бескомпромиссной и вообще е„ обходит, не допуская вариантов и оставаясь, следовательно, в типичном случае слепой по отношению к реальностям. Иными словами, эта логика всегда зада„т ситуацию "дефицита неопредел„нности", в которой невозможно образование информации, достаточной для управления, и потому делает субъекта управления беспомощным перед "хитросплетениями", что имеет особое значение для выживания нации в условиях, когда на не„, как на раненого медведя, расставляются разные капканы и ловушки. Сообразно с этим данная логика и соответствующая ей манера мышления в принципе не могут охватить по существу никакой переходный процесс, прежде всего - такое сложное явление как жизнь. Тем более, что в структуре индивидуального здоровья как жизнеспособности любого живого организма кроется и встроенный в него самой природой механизм его умирания. Иными словами, про живой организм вообще нельзя однозначно сказать, "живой" он в полной мере или "мертвый", поскольку в каждом моменте физического времени он одновременно и живет, и умирает. Так же точно неправильно будет однозначное высказывание о так называемом "неживом", поскольку в том кругообороте обмена веществ и энергии, который имеет место в природе, оно может быть шлаком от всеобщего эволюционного процесса, то есть - "живым" в своем прошлом, или "сырьем" для включения в жизнь, то есть "живым" в своем будущем. Дабы "не дразнить религиозно настроенных гусей", не будем обсуждать переходные формы истины, добра и зла в сфере вероисповедания. Еще более сложным для так называемого "обыденного" сознания типичного обывателя представляется задача совмещения в рамках этой логики представлений о внешнем и внутреннем мире человека. Насколько можно судить по работам нескольких последних лет, предмет слепой веры, пронесенный людьми через века и составляющий основание наиболее распространенных конфессий, все более тяготеет к осознанным проблемам контакта с иными цивилизациями или, говоря шире, - с системой мирового разума, которая мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку и человечеству и расположенное где-то там, "на небе". Однако можно думать, что эта система встроена в сознание человека и человечества изнутри, в жидкий кристалл воды тела, так что Бог всевидящ не потому, что смотрит на все со стороны и сверху, а потому, что наш мир для него прозрачен, начиная с т.н. "микрокосмоса" - внутреннего мира организма и сознания человека. Целесообразно в связи с этим предполагать существование и говорить в нашем мире о т.н. "параллельных мирах" (К.Кастанеда), становящихся доступными при расширении сознания. Понятно, что в этой "точке" встречаются и взаимодействуют разные метрики, то есть прежде всего - пространственно-временные представления. Так, всего 7 дней Творения, упомянутые авторами Библии в расчете на земных читателей и послушников, по всей видимости, равны каким-то очень большим интервалам земного времени, которые примерно соответствуют научно обоснованным представлениям о времени эволюции на Планете. Информация же об иных мирах, встроенных через вакуум в жидкий кристалл воды живых организмов вообще и человеческого мозга в особенности, вероятно намного превышает объем информации о внешнем, относительно нас, Космосе в чисто физическом смысле этого слова. В принципе именно в этой "точке" возникает проблема содержания духовности, с одной стороны, и действительной неопределЕ(‚)нности бытия и небытия, - с другой. Встречаются предмет и цель молитвы, с одной стороны, и технологии и техники управления - с другой. В целом это та психологическая и методологическая ситуация, в которой одни уповают на "Волю Бога" (включая А.Эйнштейна, П.Флоренского и В.Гейзенберга) или "Волю Аллаха", а другие - на Вселенское Жизненное Начало ("Чи", "Ци", "Ки", "Прана" и т.д.) или на "Закон сохранения мощности" (см. П.Г.Кузнецов и О.Бартини "Универсальный язык для описания всех физических систем" - Послесловие к книге К.С.Тринчера "Элементы биологической термодинамики", М, 1968). Небытие при обдумывании содержания и смысла этого понятия оказывается намного больше и значительнее первого. Логически ясно, что так и должно быть, поскольку информация о мире зависит не только от факта его существования в той или иной форме, но и от степени развитости системы его восприятия, а главное - от сознания воспринимающего. Поэтому любое подключение к системе Мирового Разума представляется, с одной стороны, как всплеск (или флуктуация) духовности и творчества, а с другой - как деятельность, программируемая свыше деятельностью этой системы (или иначе - "высших сил"). Вообще более правильной в отношении ко всем явлениям природы и процессам (или иначе - переходным состояниям) является так называемая циклическая или пентадная логика, приложение которой при осмыслении понятия индивидуального здоровья имело место в Главе 5. В китайской натурфилософии и национальной медицине ей придают самостоятельное значение как собственной "Логике пяти элементов". Эта логика является циклической по форме и натурфилософской по сути, что предполагает вполне определенную, совершенно экологическую по содержанию манеру мышления. Говоря более точно, логика эта семизначна, поскольку цикл пяти элементов, связанных друг с другом положительными и отрицательными связями пяти противоположностей, сам по себе есть некое цельное явное (шестой подразумеваемый здесь элемент), которое в свою очередь противоположно вездесущей и великой "Пустоте" (седьмой неявный элемент циклической логики). Тем не менее актуально следует иметь в виду именно пять элементов или иначе - фаз существования любого объекта - его появления в нашем чувственно воспринимаемом мире (или рождения), развития, кульминации (или зрелости), старения и исчезновения из чувственно-воспринимаемого нами мира. Если бытие и небытие или, в частности, выживание и умирание объединены в структуре индивидуального здоровья любого организма в единое целое, то целостное или сущностное мышление в этой области предполагает в качестве адекватного логического аппарата именно циклическую логику - пента- (или септа)лептику. По-другому это нельзя представить, как и охватить какой-то другой логикой. Это - первое, фундаментальное положение, которое нужно принять по пути к экологическому мышлению Человека и Человечества ХХI века. На практике это означает, что пентадная логика и китайская натурфилософия могут лечь в основу мышления всей Пятой Расы человечества и потому должны начать фигурировать в системе образования Человека будущего. Вторым существенным обстоятельством в данном вопросе является характер связи человеческих понятий и дефиниций с их реальными эквивалентами. Дискретная логика предполагает дискретным и окружающий нас мир, что характерно именно для классического мышления и традиционной научно-практической парадигмы. Напротив, - как только эта логика сталкивается с единством противоположностей, она не может указать ему непосредственно наблюдаемого реального эквивалента, так что в самой своей сути оно представляется неопредел„нным. На этом основании наивный наблюдатель и примитивный мыслитель отказывает ему в существовании для человеческого сознания и практики использования и управления. Так было с корпускулярно-волновым дуализмом элементарных частиц на стадии зарождения концепции неклассической физики. Так ныне непонятным, не охватываемым логикой "здравого смысла" представляется явление единства жизни и смерти в структуре жизнедеятельности организма, сама суть понятия здоровья как потенциала (или количества) "жизненной энергии". В самом деле, - что является реальным эквивалентом того, что есть не то и не другое и, следовательно, - одновременно и то, и другое?.. Ни больной, ни здоровый, и больной и здоровый одновременно... Дискретной логике по отношению к таким явлениям просто нечего делать, так что иметь в виду, например, естественное право человека и человечества на жизнь, экологическую проблематику и т.п. проблемы ХХI века, с одной стороны, и строить образование будущих людей на основе дискретной логики и классического мышления, с другой, - это нонсенс и одна из главных причин и проявлений принципиальной ущербности современного образования в целом. Неопределенность в той или иной системе понятий - это форма, в которой "живет" объективная реальность, неопределенная, неограниченная нашими определениями, словами, дефинициями и т.п. В силу этого ее следует трактовать как объективно обусловленный атрибут любого сущностного знания, а значит - как основу адекватной (циклической) логики и сугубо неклассического мышления, совершенно необходимого для улучшения образования людей ХХI века. С другой стороны, - если считать информацию обозначением объективно существующей "экстрасенсорной" реальностью, то ситуация неопредел„нности должна рассматриваться как предпосылочная для образования информации, а значит - для управления как основной формы е„ реализации. В связи со сказанным другим важным атрибутом неклассического мышления следует считать превалирование разума над чувственным восприятием мира. В связи с этим нужно вернуться к вопросу о реальных эквивалентах наших определений и неопределенности. В любой области знаний и практики за неопредел„нностью кроется, как уже говорилось, объективная реальность, свободная от этих определений и, следовательно, - от ограничений. В целом, как уже говорилось, та часть мира, которая закрыта для органов чувств и в силу этого неопредел„нна для актуального сознания, намного больше по потенциальному объему информации, чем определ„нная с помощью них и дискретной логики "здравого смысла". Медитационные техники, экстрасенсорика, ясновидение и т.п. формы восприятия мира позволяют отдельным личностям выходить своим сознанием в этот мир НЕВЕДОМОГО и получать, очеловечивать часть этой информации. Чаще всего ее озвучивают и говорят обывателю, не обладающему подобными способностями, что и как будет, хотя уже есть отдельные случаи видения этого, например, - после клинической смерти. Поразительное исключение составляет система экспертных оценок с присвоением коэффициентов "относительной важности", "взаимной полезности" и "состояние-срок", использованная в PATTERN и представляющая собой европейскую (или западную) альтернативу метафизической манере восточного мышления. Как уже говорилось выше, эта система мышления использует дедуктивную логику и воображение интеллектуалов для планирования и проектирования целенаправленной деятельности, почему понятие любого объекта полностью заменяется его экспертной оценкой - количественным представлением его значения для достижения цели. Таким образом, в целом - это чисто информационная система, которая в силу этого также представляет собой громадный интерес для экологизации образования и мышления людей ХХI века, поскольку совпадает в этом плане с поведением всех телеономических систем вообще. В целом сказанное касается всего так называемого иного мира или иных миров, которые, следовательно, встроены в наш внутренний мир и в сознание в форме потенциалов информации. Последние как раз и нужно понимать как реальные эквиваленты разных форм неопредел„нности по отношению к чувственному опыту "среднего" человека, обладающего обыденным сознанием. Именно в этом смысле сознание следует считать первичным, а материальный мир - вторичным по отношению к информационной структуре мира. Иначе то же самое можно сказать так - объ„м информации, содержащейся во внутреннем мире (или в сознании) человека, всегда и несопоставимо больше такового же объ„ма, содержащегося для него в чувственно воспринимаемом, внешнем относительно сознания мире. Или так, "Неведомое" внутри человека и его сознания намного превышает "Неведомое" вне него и к этому всегда надо быть готовыми. МОТИВИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНТЕРЕСАМ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ГРАЖДАН ПЛАНЕТЫ ХХI ВЕКА В условиях административно-командной системы основной формой взаимоотношений между людьми были подчинение и руководство. В условиях рыночных отношений и демократии эти отношения подвергаются метаморфозе в связи с конкуренцией, разными формами маркетинга, нищетой, богатством и преступностью разного рода. В целом - по крайней мере, на период самой перестройки экономики и общественного устройства - они из долго пропагандировавшихся и в общем желательных отношений типа "человек человеку - друг, товарищ, брат" превращаются в отношения "человек человеку волк", украшенные белозубой американской улыбкой. В обоих этих схемах просто отсутствует типичное для многих восточных стран двустороннее отношение "Ученик - Учитель", то есть - отношение взаимной помощи, уважения и дружбы, или, как это показал всему миру Антуан де Сент-Экзепюри, - "доброжелательная серь„зность". Такое отношение считается чисто профессиональным и типичным только для сферы педагогики, притом в формах, построенных "сверху вниз", - учитель учит, ученик учится, и местами они поменяться не могут в принципе. Вместе с тем, - даже безотносительно к прогнозам экологического неблагополучия на ХХI век и к проблемам перестройки в связи с этим жизни общества уровень и содержание современного образования не удовлетворяют очень многих родителей и педагогов. Тем не менее, оно сравнительно ж„стко запрограммировано традиционными учебными планами и пока существенно не меняется, несмотря на принципиальные недостатки. К числу последних относится прежде всего отсутствие в обучении теории и практики духовной культуры и нормального образа жизни. Искусству и умению выживать в сложных условиях и нормально жить в обычных не учат ни в школе, ни в ВУЗах, ни в семье, благо для этого учебные заведения не имеют ни базы, ни преподавателей, ни средств, ни программ. В результате прямо со школьной скамьи духовное, психическое, душевное и физическое здоровье детей не укрепляется, а нарушается, так что многие из них уже в школе начинают страдать от различных комплексов, недостатков и болезней, не могут далее полноценно жить, учиться и работать. Вторым крупным недостатком современного образования в средних школах является его поверхностный и полупринудительный характер. У изначально талантливого и всем живо интересующегося реб„нка нет ни времени, ни возможности более основательно познакомиться с тем, что его по-настоящему заинтересовало и "задело за живое", а тем более - глубоко изучить предмет своего интереса. Он вынужден тратить вс„ сво„ время и все свои силы только на общепринятую и усредненную школьно-вузовскую обязаловку, так что этот его интерес остается неразвитым и неудовлетворенным, а такое образование в целом - неэффективным и даже оглупляющим. Многие взрослые люди не без оснований считают, что они половину времени в школе потратили зря, только ради бумажки о среднем образовании. Третий серьезный недостаток - это неразвитость практического умения беречь, сохранять и защищать жизнь - свою, своих близких и жизнь как всепланетное явление вообще. Связано это с тем, что в школьном образовании специально не ставится естественное для человека экологическое мышление, бережное отношение ко времени собственной жизни, к природе и к обществу, а главное - соответствующие им поведение, навыки и привычки. В результате дети и даже взрослые люди беззащитны сами и нередко травмируют свое личное здоровье и естественное окружение неловкими или безграмотными действиями, легко идут на пробы наркотиков, патологические сексуальные контакты и извращения, избиения, мучения животных и т.д. и т.п., откуда рукой подать до душевно-психической патологии или преступного мышления. В связи с изложенным и имея в виду желание многих родителей и педагогов улучшить среднее образование и в других отношениях целесообразно начать создавать Школы образа жизни граждан Планеты XXI века с обучением, свободным от указанных недостатков. С этой целью нужно сделать следующее: 1. Поставить в этой Школе особый контроль за состоянием и качеством физического здоровья учащихся, родителей и педагогов, в том числе - индивидуальное питание с тщательным подбором воды и продуктов. Параллельно с этим поставить высокоурожайное подсобное хозяйство для производства экологически чистых продуктов на малой территории и с минимальными затратами времени (американская технология профессора Миттлайдера). Кроме питания в программу обучения целесообразно ввести практические и теоретические занятия по образу жизни, в том числе - по культуре дыхания, движения, регенерации (восстановления), выделения, а также - по саморегуляции психического состояния, физиологии организма, обмена веществ и энергии, наконец, - сознания. В целом такая персонализованная и глубокая забота о здоровье каждого учащегося должна обеспечить ему крепкое здоровье на всю жизнь, отсутствие болезней, значительное увеличение времени активной жизни, возможность выжить и помочь другим в неблагоприятной экологической обстановке. 2. Помимо общепринятого предметного образования поставить многоязычие, специальное развитие потенциальных возможностей логики, интеллекта и сознания каждого обучающегося, а главное - мотивированное обучение по интересам в четырех крупных сферах возможных интересов - "Человек", "Природа-Экология", "Сознание", "Неведомое". 3. Поставить на хорошем уровне Школу всех боевых искусств, установив в е„ центр философию и технику Ай-Ки-До, то есть - искусство активной защиты сознания противника от дурных намерений по отношению к защищающемуся и к живому вообще. Соответственно - освоив данное искусство и его философию в такой Школе, ученик обрет„т возможность активно защищаться и защищать других не только в будничных условиях, но практически от любого вида нападения. 4. Поставить на самом высоком уровне работу по духовному образованию обучающихся, для чего разработать версию контакта с системой Мирового Разума через идеологии разных конфессий, психотехники, технологии сохранения материи, энергии и информации при таких контактах в экологически приемлемых человеком и человечеством пространстве и времени.
| |||||||||||||||||||||||||||||||