| |||||||||||||||||||||||||||||||
Формулы словесного внушения и их динамические особенности
1. Я успокаиваюсь... 2 раза 2. Я полностью спокоен 1 раз 3. Мое внимание на моем лице 1 раз 4. Мое лицо спокойное 1 раз 5. Расслабляются мышцы лба, глаз, щек 2 раза 6. Мое лицо полностью расслабленное, спокойное 1 раз 7. Теплеют мышцы лба, глаз, щек 2 раза 8. Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное 1 раз 9. Выход из тренинга
Сначала инструктор произносит формулу с необходимой эмоциональной ок- раской и ритмом, затем каждый слушатель мысленно ее копирует, сопровож- дая определенной внутренней работой. 1. Первая формула произносится со следующими интонационными особен- ностями: Коротко и утвердительно на вдохе - "Я!". Это производит акцен- тацию внимания и создает предварительную подготовку для концентрации на последующем. После короткой паузы, во время которой каждый осознает про- исходящую концентрацию внимания, на выдохе произносится: "у-спо-ка-а-а-и-и-ва-юсь-сь-сь-сь...". Одновременно с началом произнесения ключевого слова идет замедленный выдох и мысленное сопровождение ощущением "волны снятия напряженности" внутри тела от головы по торсу и далее до кончиков пальцев ног. При этом вытесняемое напряжение вместе с потоком воздуха как бы уходит через пальцы ног. Тело остается расслабленным без зажатостей и неудобств. Не- большая пауза на выдохе. Затем во время вдоха необходимо мысленно прой- тись по телу в обратном порядке, проверяя и фиксируя ощущением насколько успешно произошло снятие напряженности. Когда обратное движение фокуса внимания дошло до головы, вдох заканчивается и после произвольно корот- кой паузы на выдохе вся процедура повторяется снова в том же порядке. 2. Вторая фраза предназначена для стимульного положительного подкреп- ления и фиксации произведенной организмом работы на словесное внушение. Формула произносится ровно, спокойным тоном без специальной привязки к дыхательным движениям: "Я полностью спокоен..." 3. Третья формула направлена на фокусировку волевого внимания на оп- ределенную часть тела: "Мое внимание ...на моем лице". При произнесении фразы интонационная акцентация усиливается по мере произнесения слова "внимание", максимум которой приходится в последнем слоге на последней букве. Затем после краткой выжидательной паузы, во время которой происходит ориентировка на будущую цель фокусировки, про- износится локализационная установка: "на моем лице". Все внимание и ощу- щения тренирующегося переносятся только на область лица, отвлекаясь от остальной схемы тела. Все остальные части тела как бы не существуют. За- тем на внутреннем экране необходимо пытаться создать образ лица, которое располагается как бы перед мысленным взором на расстоянии вытянутой руки от тренирующегося. Для людей с хорошим эйдетическим воображением это мо- жет быть хорошо видимое собственное лицо (как в зеркале). У кого хуже развито образное художественное мышление можно создать изображение ус- ловно в виде овала, но которое четко топологически разделяется на части области: лоб, нос, глаза, щеки, губы. При этом важно постараться (и это необходимо как можно более четко тренировать) вынести свои ощущения лица во вне на созданное мысленное изображение. Этот прием называется эксте- риоризацией ощущений. Все последующие подобные фиксационно-адресные формулы должны сопро- вождаться этой важной внутренней работой психики на всех этапах психот- ренинга. По мере домашних отработок необходимо постепенно добиваться все более четких зрительных и чувственных ощущений каждой тренируемой части тела во вне. При этом, если не получается желаемая степень четкости, ни в коем случае на увеличивать длительность тренировки. Добиваться четкос- ти нужно за счет повторения занятий, частота которых может достигать до 3-4 раз в день, но не более. 4. После такой внутренней работы необходимо зафиксировать достигнутый результат и подтвердить на локальном уровне, произведенный ранее общий эффект успокоения: "Мое лицо.........спокойное". Формула произносится спокойным, ровным, констатирующим тоном. 5. Следующая формула произносится в разбивку с паузами для работы над получением необходимых ощущений по каждой детали, на которую направлен фокус внимания: "Расслабляются мышцы....лба...." Начало фразы приходится на начало выдоха. Выдох продолжается, а вни- мание, сфокусированное на области лба, задерживается; при этом необходи- мо почувствовать расслабление мышц. Образно эти ощущения сравниваются с ощущением кожи как теста, которое расползается со лба к вискам, обнажая лобную кость. Видеть и чувствовать это параллельно производимому эффекту на внешнем фантоме лица. Следующее слово фразы произносится опять на на- чале выдоха с одновременным переносом фокуса внимания на указываемую часть лица: "...глаз...." Слова "расслабляются мышцы..." уже не произносятся, так как установка на деятельность была произведена ранее, на настоящий момент локализуется только область действия. Результат расслабления мышц глаз выражается в том, что веки спокойно закрыты без всякого напряжения, глазное яблоко неподвижно и находится в комфортном положении без напряжений. Внутренний взор направлен на область глаз мысленного фантома во вне своего тела: "...щек..." Весь фокус внимания переносится на область щек с началом очередного выдоха. Расслабление мышц легче вызывать образом теста, которое медленно и плавно сползает с лица в обе стороны от него. При этом возникает чувство, что обнажаются кости лицевого скелета и зубы. По получении не- обходимого эффекта, как бы на заднем плане произведенного действия, соз- нание отмечает, что губы и зубы не сжаты, глотка и горло спокойные, не напряженные, язык не мешается. Если это не так, то внимание останавлива- ется только на "неблагополучном" месте и производится снятие напряжения. По окончании выполнения формулы, мысленно внимание вновь охватывает все лицо целиком и фиксируется достигнутый результат. Для углубления по- лученного эффекта фраза и внутренняя работа повторяются еще раз в том же самом порядке. 6. После завершения повторения работы над формулой необходимо зафик- сировать достигнутый результат и подтвердить на локальном уровне, полу- ченные ранее эффекты: "Мое лицо полностью расслабленное, спокойное". Фраза произносится в утвердительном ключе ровным, спокойным тоном. 7. Следующая формула произносится в разбивку, с переносом фокуса вни- мания по той же схеме, что и у предыдущей 5-й. Однако внутренняя работа концентрируется на вызывании у себя теплового ощущения поверхности лица. Для облегчения процесса привлекается предшествующий жизненный опыт. Мож- но вызвать с помощью воображения воспоминания об испытанных когда-либо ярких ощущениях от весеннего греющего солнца или летом, когда лежишь на пляже, подставив лучам солнца свое лицо; живое тепло костра, разогреваю- щее лицо и т.п. приятные случаи, пережитые когда-либо каждым из нас. Важно подчеркнуть, что это должны быть приятные воспоминания. Отрица- тельные эмоции в процессе тренинга вызовут процесс торможения обучения. Формула прорабатывается дважды. 8. Для фиксации полученных результатов, подтверждающих проделанную работу, произносится фраза: "Мое лицо полностью расслабленное, теплое, спокойное" Фраза произносится в утвердительном ключе ровным, спокойным тоном. 9.Первое занятие тренингом заканчивается выходом из измененного сос- тояния сознания в базовое. Выход осуществляется в строгом порядке и никогда не должна нарушаться последовательность: открыть глаза, пошевелить пальцами рук и ног, голо- вой, сесть (если было положение лежа) разворачиваясь через правую сторо- ну, посидеть, после этого можно вставать. При глубоком расслаблении расширяется артериальная и венозная сеть периферических сосудов, артериальное давление снижается. Резкое измене- ние положения тела на этом фоне может вызвать ортостатический коллапс с угнетением жизненноважных функций организма и потерей сознания. Инструк- тор должен предупредить об опасности нарушения этого правила и всегда строго следить за его выполнением в группе.
| |||||||||||||||||||||||||||||||