| |||||||||||||||||||||||||||||||
Босохождение по земле
Босохождение по полу подготавливает вас к более серьезной форме закаливания - хождению босиком по земле. Этот переход лучше всего, приятнее и безопаснее осуществить в теплое время года. Как ни жарко летом, как ни мучила вас вчера пляжная духота, а се- годня, впервые встав утром босыми ногами на землю, вы ощущаете ее прохладу. Нет, это не прохлада домашнего пола, остающаяся в вашем соз- нании лишь первые секунды. Это прохлада - более продолжительная и нас- тойчивая. Так сказывается на ощущениях при хождении босиком более вы- сокая теплопроводность земли по сравнению с полом. Почва, контактируя со ступнями, быстрее путем кондукции отмирает тепло вашего тела. Поэ- тому даже ходившему продолжительное время босиком по полу вряд ли сто- ит начинать с неподвижного стояния на земле. Это не рекомендуется и по причине, описанной в журнале "Физкуль- тура и спорт". В статье "Не стойте на платформе, походите!" автор рассказывает о состоянии мышц и сосудов ног в покое и при ходьбе. В положении стоя мышцы, окружающие сосуды, находятся в каком-либо одном положении, чаще - напряжены. Это затрудняет работу сосудов, по которым проталкивается кровь. Ее руслу приходится "пробиваться" через твердые преграды - "валуны" мышц. При ходьбе мышцы работают ритмично: сжимаются и расслабляются. Вокруг сосудов образуется своеобразный цилиндрический насос, волнооб- разные движения которого помогают проталкивать по ним кровь. Итак, вы пошли босиком по земле, ощущаете легкость, свободу, при- ятную прохладу. Через несколько шагов до вашего сознания доходит, что земля отличается от пола еще и неровностями. Она рельефная. Еще нес- колько шагов - и вы наступили на камешки. Хорошо, когда они природные: крупные и округлые. А если это косточка от вишни, выброшенная вами вчера? Да к тому же она попадает на точку ступни, связанную с больным органом... Тут вы и усомнитесь в необходимости босохождения по земле. Не торопитесь с выводом. Раз мы говорим о массирующем воздействии почвы на ступни босых ног, нелишне вспомнить и о близком к этому спе- циальном массаже. Проводится он следующим образом. В просторный таз или другую плоскость с бортами насыпается горох ровным "одноэтажным" слоем. Вы становитесь на горох босыми ногами и начинаете переступать, как на описанном коврике. Если вам очень больно, необходимо проделать упражнение сидя или подобрать шарики более крупного (мелкого) размера. Можно насыпать горох и в несколько слоев, что смягчит боль. Но это - для тех, кто торопится набрать "километры" босохождения за несколько минут. А летом на даче или в отпуске мы можем позволить себе роскошь растянуть удовольствие, насладиться прогулкой босиком. Может быть, стоит даже выбрать девственную лужайку с бархатистой тра- вой. Пока солнце не поднялось высоко над горизонтом, она в хорошую по- году покрыта росой... В народе говорят, и наши дети слышали это от ба- бушки, что прогулки босиком по утренней росе очень полезны для ног. Проходят различные опрелости, потение, исчезают язвы меж пальцев и т. п. Это вполне походит на правду. Действительно, роса - настой трав на ионизированной бессолевой влаге из воздуха. Не исключено, что среди трав встретятся и такие, которые способствуют заживлению ранок на ко- же, например, подорожник. Освободившись от дефектов, поверхность ступни станет мягкой, эластичной, обновленной. От прохлады росы и земли кожа начнет восста- навливать свои терморегуляционные свойства. Сосуды кожи будут многок- ратно сокращаться и расширяться, прекращая бесконечное выделение пота и восстанавливая нормальные физиологические функции... Это не прошло мимо внимания наших предков. Босохождение. и облег- ченная одежда были настолько естественны и распространены, что врачам и в голову не приходило "прописывать" их специально. Хождение в обуви зарядило нас электричеством, лишило массирования ступней (то есть, стимулирования работы внутренних органов), повлекло за собой потение, опрелости, грибки и язвы. Потери, как видите, немалые. Поэтому стоит подробнее напомнить о забытом резерве здоровья - босохождении. Нагляднее всего это можно сделать с помощью живописи. Искусство требует бережного отношения. На- ше прикосновение будет нежным, не нарушит гармонии картин. С этой целью краткий анализ одежды персонажей проведем по ходу описания про- изведений. Наивно было ожидать, что правда жизни угнетенного народа будет изображена членами Академии, художеств. Скорее наоборот. Восстание де- кабристов, отмена крепостного права в 1861 году, переход России на путь капиталистического развития, передовые идеи (в том числе - дис- сертация Н. Г. Чернышевского о влиянии искусства на развитие общест- венной жизни) - все это подготовило официальным "служителям искусства" мощную оппозицию. В 1870 году возникло второе общество художников "Товарищество пе- редвижных художественных выставок". Это была новая демократическая ор- ганизация, независимая от Академии художеств. На смену персонажам из древнегреческой мифологии и портретам знатных вельмож пришел народ со всей глубиной его реальной жизни. Вне стен академии развилось творчество и замечательного художни- ка, зачинателя реализма Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847 гг.). Он старался быть как можно ближе к натуре, конкретной и безыс- кусственной. Эта черта дорога нам и потому, что позволяет с докумен- тальной точностью проследить, как одевалась в недавнем прошлом основ- ная масса народа на Руси. В начале 1820-х годов Венецианов, будучи уже известным петербург- ским портретистом, переехал в деревню Сафонково Тверской губернии, "чтобы писать крестьян и учить живописи их детей", У художника-новато- ра поэзия крестьянского труда неразрывно связана с поэзией окружающей природы. Знаменательна в этом отношении картина Венецианова "На пашне. Весна". На переднем плане молодая стройная крестьянка ведет под уздцы двух лошадей с боронами. Весь ее притягательный облик олицетворяет красоту крестьянского труда. Светлым лиризмом овеян пейзаж с его спо- койным простором вспаханного поля, нежной голубизной весеннего неба и волнующей свежестью молодой щетинистой зелени. Красный, полукругом, высокий головной убор женщины придает тор- жественность полевой работе. Легкое платье с пышными рукавами чуть ни- же локтя подчеркивает непринужденность действия. Крестьянка свободно переступает босыми ногами по весенней, еще прохладной, свежевспаханной земле. Переводим взгляд правее, на край поля с редкой молодой зеленью. Нам становится понятной уверенная поступь труженицы. Рядом с нею - ее радость, надежда и любовь: маленький, не старше годика, ребенок. На его непокрытой головке еще нет волос. Сидя на земле, он неуверенно по- дался вперед, может быть, заинтересовался какой-нибудь живностью. На нем нет ничего, кроме легкой свободной распашонки, из-под которой вид- ны голые ножки. Из деревни Сафонково начала XIX века перенесемся в район староар- батских переулков Москвы, в 1878 год. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927 гг.) изобразит московский дворик. И здесь, на травке, те- перь уже самостоятельно, расположилась голоногая троица малышей, ес- тественно, без головных уборов. Ничто не нарушает безмятежности русского уклада жизни. Картина как бы светится гармонией радости бытия человека и природы. Дети игра- ют, женщина несет воду, запряженная лошадь ждет хозяина, куры с цыпля- тами бродят у сарая, За двориком - златоглавая церковь, словно плыву- щая в голубом небе с легкими облачкам". Поражает особая размеренность человеческого существования, спокойная, ясная красота состояния приро- ды. В это же время, в 1881 году, написана картина В. М. Васнецова "Аленушка". У любителей живописи она первой всплывает в сознании, ког- да заговоришь с ними о босохождении на Руси. Аленушка - одинокая си- ротка, сидит на бледно-сером камне около темной воды. Она печально за- думалась о своей горькой судьбе. Отбросив все фантастическое в сказке, Виктор Михайлович Васнецов взял из нее реальную, жизненную основу. "Такую бедняжку-девочку, оде- тую в чужое, не по росту, платье, с неубранными волосами, босую во время холодов, можно было часто увидеть в былое время". Стала мрачной пугающая поверхность омута с застывшими на ней желтыми листочками и бледно-зеленой осокой. И все же картина не однозначна. Глядя на нее, хочется верить в счастливый исход Аленушки. К этому побуждает природа. С одной стороны, она печальна и опасна перед сиротой. С другой стороны, второй план светлее и разнообразнее. Прибрежная поляна не только хранит тайну де- вушки, но и зовет ее назад, к жизни Об этом говорят и еловый лесок, и тонкие осинки. Весь пейзаж в каждая линия в нем, все переливы бледно- серых тонов листвы, темной зелени хвои пронизаны поэтической печалью. Они созвучны тихим голосам нежных птичек, сидящих на веточке над глу- боко задумавшейся, молчаливой Аленушкой, как бы зачарованной их мело- дией. Девушка у черты. Эта черта - берег, врезавшийся в воду бледно-се- рым камнем. И все же финал должен звучать мажорно. Ритмическая вырази- тельность картины предвещает победу узорчатых литий елочек, точно приблизившихся к ней симметрично расположенных около Аленушки осинок над стеблями осоки, словно тянущейся к девушке из воды. Неизбежно при- ходит в движение жизнеутверждающий хоровод стеблей осоки, стрельчатых вершин елей и нежных веточек хрупких осинок с кружевным переплетением листьев. Прошло еще шесть лет. Свежие ветры общественной жизни настойчиво проникают в живопись. В настоящую, непримиримую борьбу вступает добро и зло в картине В. И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.). Василий Иванович Суриков (1848-1916 гг.) родился в Красноярске в казачьей семье. Выходец из самых глубинных слоев русского народа, он интересовался участием народных масс в исторических событиях. "Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу", - писал художник. Одна из народных драм запечатлена в знаменитой "Боярыне Морозо- вой" - лучшем произведении Сурикова как по значительности поднятой в нем темы, так и по совершенству ее художественного воплощения. В середине XVII века патриарх Никон провел ряд церковных реформ, которые вызвали смятение в народе и привели к расколу церкви. Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова принадлежала к числу наиболе ярых про- тивников нововведений Никона. Верная своей идее, она приняла позор и мучительную смерть. Сурикова увлек этот сильный, не знающий компромиссов нрав, яркая и трагическая судьба женщины. Она стала для него символом народного протеста, символом силы его духа. Закованную в цепи, в санях везут боярыню-раскольницу по улицам Москвы. Народ вышел проститься с своей героиней, осмелившейся открыто выступить против насилия над его верой и убеждениями. Энергичным жес- том вскинутой вверх руки с двуперстием - знаком раскола - утверждает она свою непримиримость. Страстью и фанатизмом горят глаза на бледном худом лице ее. Глубоко национальна картина и по воссозданию деталей древнего на- родного быта, орнаментике костюмов, архитектурных деталей и утвари. Голубовато-серая дымка воздуха, объединяя краски картины в единое це- лое, вместе с мастерски прослеженными световыми рефлексами на снегу, лицах и одеждах людей великолепно передает ощущение зимнего морозного дня с рассеянным неярким освещением. Для наиболее полного раскрытия характеров Суриков прибегает к контрасту. Сочувствующей толпе народа в правой части картины он проти- вопоставляет равнодушных или откровенно враждебных людей в левой. Правда жизни и талант художника дали поразительный сплав. Даже по интересующему нас вопросу можно найти ответ. Хоть составляй таблицу. Народ в правой части картины изображен в легких головных уборах; слева мы видим людей в высоких меховых шапках. Обнаженные кисти рук простого народа изображены художником с любовью в живописных позах; слева мы видим единственную кисть без варежки, да и ту не сразу отыщешь. Больше всего поражает одежда. Народ носит легкие, свободные паль- то-накидки с красивыми орнаментами, без ворота. Консервативная часть публики укутана в шубы и тулупы с меховыми воротниками. Так талант художника гармонично сочетает правоту народа с его правдой здорового образа жизни. Это делает как всю тему, так и интере- сующую нас сторону злободневными сейчас, в канун XXI века. "Босиком бы пробежаться по росе..." Как ни изнежены мы, москвичи, городом, а наши дети по приезде на лето в Урюпинск ходят босиком. При- чем путь на реку Хопер пролегает по булыжной мостовой, где встречается и масса мелких острых камней. Если бы было нестерпимо больно, дети все равно обулись бы. Они знают, что мы, родители, не любим заставлять де- лать что-то через силу. Раз этого не происходит, значит, такая проце- дура по душе ребятам. Придя на пляж в жаркий полдень, они начинают совершать ритуальный танец. Нет, это - не радость по светлой, чистой прохладной воде. Это жжет ноги горячий, раскаленный солнцем белый песок. Так земля препод- носит нам еще один сюрприз: в дополнение к тренировке на холод, она заставляет организм спасаться и от жары. Я стал наблюдать за детьми. На горячий песок они ставят ногу реб- ром ступни. Затем, не задерживаясь на ней долго, отрывисто прыгают вверх и приземляются на ребро другой ступни. Такое впечатление, что на раскаленном песке они и не находятся, а парят в воздухе... Вспомнилось описание подобной картины из народных обычаев Болга- рии, Там существует многовековое искусство - танец на раскаленных уг- лях костра. Что ж, нет пределов возможностям человека! Действительно, он может пройти и огонь и воду! Если вам понравится босохождение по земле и ваши прогулки растя- нутся на большие расстояния, полезен будет наш опыт. Без привычного каблука пятка ступни резче опускается на землю. На коротких расстояни- ях это никак не скажется. На длинных - у вас может появиться боль в пятках, особенно если ранее они были травмированы. Вывод простой: иди- те мягче, не стучите пятками. Второй совет касается многократно упоминаемого массажа ног. Песок - идеальный материал для этого. Если вы попробуете бегать или играть в футбол, волейбол босиком на песке, то промассируете ступни ног этим "мягким" видом массажа. Стоит упомянуть и о безопасности. Природа "предусмотрела" босо- хождение как форму бытия, форму тренировки системы терморегуляции. Но природа не рассчитывала на то, что люди научатся выплавлять металл и стекло. Тем более она не могла рассчитать, что обломки металла и ос- колки стекол будут попадать на пешеходные дорожки. Поэтому, если вы не йог, любуйтесь голубым небом и кудрявыми облаками вдали от жилья и крупных дорог. В других случаях, занимаясь босохождением, стоит не упускать из внимания, что лежит на дорожке. Этой мерой вы не омрачите прелестей отдыха из-за пореза или прокола ступни. В воде опасность возрастает: и стекла, и консервные банки, и ра- кушки скрыты от вашего взгляда. Хотите испытать судьбу - разбегайтесь с берега и бросайтесь в воду головой. Может, пронесет. Но мы не раз слышали рассказы о том, что не проносит. Поэтому лучше спокойно захо- дить в воду, мягко нащупывая хорошие участки дна... Незаметно, день за днем, пролетает лето. Дни становятся короче, ночи - длиннее. Еще неделю-две назад вы долго не могли заснуть от жары без одеяла, а сегодня уже натягиваете его на уши. Утром обнаруживаете, что прохладная заря укутала речку в молочный туман. Земля заметно ох- ладилась. Не упустите этого времени! Наступает переломный момент в закали- вании. Многократно упоминаемый и такой непогрешимый принцип "постепен- но" может состояться естественным путем именно в эту пору. Вам лично ничего не придется длительно и терпеливо делать: ни снижать постепенно температуру воды, ни хронометрировать пребывание на холоде. Природа за вас все это сделает сама. Продолжайте наслаждаться босохождением по холодеющей земле "на границе удовольствия": ни больше, ни меньше, чем хочется. Через неделю вы с удивлением заметите, что привыкли к этой прох- ладной земле, с которой предстоит скорое прощание. Не прозевайте этот момент! Начинайте с босохождения летнего! Вы подготовите себя к самому серьезному, зимнему закаливанию.
| |||||||||||||||||||||||||||||||