| |||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Странные случаются в жизни события: книга, которую вы читаете, не была задумана ни десять лет, ни три года, ни год тому назад, а "выка- тилась из-под шарика" в течение отпускного месяца. В чем дело? - С одной стороны, наша семья не придавала особого значения зака- ливанию. Делала это между прочим, "на ходу", не ставя каких-либо це- лей. Определенно можно сказать: ни одна из рекомендованных методик по закаливанию (то ли солнечные ванны, то ли обтирание, то ли обливание, то ли купание) нами освоена не была. - С другой стороны, каждый член семьи исподволь, по-своему сдру- жился с миром доброго Дедушки Мороза. Младшая - Оля - периодами любит походить босиком, хотя за окном - в разгаре зима. Старший - Олег - с дошкольного возраста посещает парную, не преминет "плюхнуться" в бас- сейн с ледяной водой, ходит зимой с распахнутой грудью (что мы не одобряем) и продлил "спальный сезон" на балконе до -16ё С. Лариса Лео- нидовна, жена, после утреннего бега потихоньку пристрастилась к ледя- ному душу. Что касается меня, "главы семьи", то скажу об одном: мой стаж "моржа" - с 1958 года. И все ж:е писать об этом мне и в голову не приходило. Судите са- ми. Младшая Оля другой раз так закутается, что диву даешься. Олег до сих пор равнодушен к ледяному душу. Лариса Леонидовна очень любит теп- лую зимнюю обувь, а я моржуюсь так нерегулярно, то сомневаюсь в непре- рывности своего "стажа". И куда нам. до методик закаливания. Простей- шая из них - душ - и то оказалась не по зубам... "Итак, начнем с сентября!" Нужно подготовить и выдерживать каждый раз в течение недели струю душа определенной температуры. Через неделю (две) температуру воды необходимо снизить на 1ёС... Но даже новый тер- мометр для воды имеет погрешность два градуса (+:1ёС). Это, так ска- зать, с точки зрения моей профессии - метрологии. Жизнь еще больше разнообразит отклонения от методик... Сегодня торопимся лечь спать, так как вчера допоздна смотрели фильм с участием В. Высоцкого. Завтра" во вторник, у папы единый политдень, придет поздно, В среду - по рас- писанию - парная. Ее ребята ждут целую неделю как праздник; поэтому - не до закаливания. В четверг мама неожиданно отправляется в дружину. В пятницу много уроков, сидим допоздна. В субботу Олю из школы забирает бабуля (у нее своя программа); Олег отправляется наверстывать гуляние за целую неде- лю. В воскресенье если удастся, поездка на лоно природы, вечером торо- пимся приготовиться к трудовой неделе. В следующим понедельник маме покажется, что у Оли насморк, и две недели "законного" игнорирования закаливания гарантированы. Через две недели неожиданно грянут первые октябрьские морозы... В оттепель вроде и закаляться незачем: и так тепло... А тут скоро и Новый год. Какое закаливание может сравниться с по- иском пушистой стройной елочки? "Да вроде и закаляться лучше начинать с лета..." "Может быть, мы пользуемся устаревшей методикой?" Поискали. Ока- залось, что то ли после публикаций опыта семьи Никитиных, то ли время подошло, но старые методики отменили, а новые - разрабатываются. Выру- чает в таких случаях классика. "Засели" за " Основы закаливания" про- фессора И. М. Саркизова-Серазини ("Физкультура и спорт". М., 1953), "Патологическая физиология охлаждения человека" Е. В. Майстрах ("Меди- цина", 1975), "Человек в экстремальных условиях природной среды" В. Г, Волович (М., "Мысль", 1983) и др. Прекрасные работы. А почему же девушки в жаркий июль ходят D джинсовых юбках и шерстяных кофтах? Когда же они становятся мамами, то переносят свои взгляды па малышей. "Детские голые ушки, - восклицает академик Н. М. Амосов, - вы можете увидеть лишь в жаркий июльский пол- день!.." Это, так сказать, глазами соотечественника. Глазами "свежих людей" изумляются иностранцы: из наших национальных особенностей за- частую самой значительной выделяют обычай тепло кутать детей. "Странное дело, - стал размышлять я. - такая классика, такие тра- диции русской эакал-бани, русского закал-бега, а жизнь за окном течет но своей особой логике: построили теплое жилье, пошили теплую одежду и не хотим расставаться с теплом. Какой-то культ тепла". Врезались в па- мять слова: "Раздеть людей до одежды по сезону стало национальной проблемой". Последней каплей моего "созревания на эту книгу стала короткая рецензия Бориса Павловича Никитина на вышедшую в 1985 году работу по закаливанию "...Утонуло в массе медицинских предрассудков". Кто станет отрицать гигантские достижения медицины? Стою перед ними с непокрытой головой. Однако методики закаливания оторваны от жизни: изощряются друг перед другом в последовательности подхода, постепенности: "сни- жать температуру на 1ё в неделю.,.", "сначала обтирают ноги, затем - руки..,". "засыпать необходимо с руками, выставленными наружу...", "разработана таблица воздушных ванн" (!) (это - о гулянии на свежем воздухе)... Сидят в кабинете, специализируются на закаливании и пишут. пишут, пишут... А за окном люди идут, идут, идут.,, И почти вес- укутанные; закаливание у них - проблема N 101. Наша семья принадлежит и к тем и к другим. Для нас закаливание - дело ј 101. С другой стороны, мы часто слышали в свой адрес: йЗакаден- ные!" Это противоречие и породило мысль о книге: "Раз мы не тратим вре- мени на закаливание, а добиваемся кое-каких результатов, то определен- ному кругу семей наши упрощенные приемы помогут закалиться". Говоря языком инженера: сейчас нужны "интенсивные" методы закаливания. "Ин- тенсивные" - без дополнительного времени (этого "капитала" нашего бы- тия). На первый взгляд наш опыт противоречит устоявшимся принципам за- каливания: систематично и постепенно. Давайте разберемся. Доза холода зависит от температуры среды закаливания и времени контакта с ней. Принцип "постепенно" чаще всего применяют к температуре среды (возду- ха, воды). А это и выливается в трудоемкую и времяемкую процедуру ре- гулирования температуры среды, то есть в определенную систему закали- вания. Систему-то мы и не осваиваем. Мы берем среду такой, какая она есть: летом - теплая, зимой - холодная, И закаляемся сразу: "как в омут". При более внимательном рассмотрении оказывается, что мы вы- полняем принцип "постепенно", но через фактор времени. Зицой (а также после перерыва) ребята лишь бултыхнутся в ледяную воду и через секунду-другую выскакивают из нее. Поэтому, не претендуя на оригинальность, перечислим извест- ные принципы закаливания в преломлении опыта нашей семьи. 1. Необходимость психологического настроя на закаливание, заинтересованность в нем. Это самый важный принцип. Сомнитыщдо его комкать или заменять понуканием. На него нельзя жалеть време- ни. Может случиться, что на привыкание к мысли о холоде-друге уй- дет не один месяц и даже год. Принцип стоит того. Здесь подойдут и юмор, и просмотр соответствующих передач по телевидению, и лич- ный пример, и зимние воскресные прогулки к купающимся "моржам". Ребенок, да и вы сами должны "созреть" на любовь к холоду, на необходимость жить в холоде, как дышать воздухом. Тогда после- дующие принципы из системы закаливания (по существу, принудитель- ной) превратятся в способ жить с удовольствием. 2. Закаливание должно быть систематичным. Казалось, что наш семейный опыт отрицает этот принцип. В прямом понимании - это трата дорогого времени, да и возвеличивание физкультуры до другой деятельности. Ежедневные, без перерывов занятия сродни нашей тру- довой жизни. Не каждого на них хватит. Парадокс заключается в том, что даже ежедневная закаливающая процедура длительностью 30 минут составляет лишь около 2 процен- тов времени суток. А около 90 процентов - действуют термонейт- ральные температуры, попросту говоря: мы "сидим в термостате". Вывод напрашивается определенный: надо "растянуть" закаливание на сутки, совместить его с нашей обычной жизнью. Сразу вспоминается "национальная проблема": раздеть людей до одежды по сезону. Когда семья осознала это и перешла на облегчен- ную одежду, все стало на свои места. Мы перестали нарушать прин- цип систематичности занятий, а защитные механизмы стали работать на протяжении большей части суток. 3. Закаливание должно быть комплексным. Этот принцип вписы- вается в семью, позволяет самоутверждаться и родителям, и детям, делать "кто во что горазд". Он предполагает различные виды зака- ливания: пассивные и активные, общие и местные, коллективные и индивидуальные. 4. Закаливание должно быть постепенным. Выше было сказано, что в семье прижилось постепенное увеличение времени контакта с сильным холодом. Разумно было бы постепенно подбирать средства закаливания (солнце - воздух - земля - вода) и их формы (загора- ние - прогулки - босохождение - купание). Именно в такой последо- вательности, в сочетании с принципом постепенности построены гла- вы книги. 5. Закаливание должно быть о учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий конкретного региона. Один не просту- жается, проходив большую часть зимы без головного убора, у другого туфли в осенне-зимний период практически не просыхают. Чабаны Средней Азии закаляются, ночуя на остыв-шей земле, дошкольники Норильска - прогулками на свежем арктическом воздухе. 6. Закаливание должно быть "на грани удовольствия". Это наш се- мейный принцип. Найден он был в занятиях аэробным бегом, понравился детям и прижился в закаливании. О нем будет рассказано в первой главе. Этот удивительный принцип существенно упрощает методики закаливания, делает их жизненными, переносит место действия многочисленных таблиц в группы организованных детей. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности организма, в том числе - его биологические ритмы. "Холод на грани удовольствия " подхватывает эстафету у принципа N 1 (психоло- гический настрой на закаливание), превращает закаливание в еще одну игру. Физиологию закаливания помогает понять диалектика. Кому приятно в тепле, точнее: при термокомфортной температуре? Всем. Истина кажется абсолютной. "Одевайтесь по сезону". Это вошло в медицинские учебники, в популярные рекомендации. Не обольщайтесь. Диалектика подсказывает, что в каждом явлении соединено единство и борьба противоположностей. Тепло, оказывается, атрофирует систему терморегуляции. Даже в нравственном плане это не проходит бесследно. Мы с вами становимся "рабами нормы". Взгляните из будущего, XXI века" Сегодняш- ние синтетические "шубы-холмы" видятся старомодно. карикатурно, Да и с передовых позиций сегодняшнего дня безволие (современное рабство) губительно. Вот что написал 11 февраля 1986 года заслуженный тренер СССР А. В. Тарасов в передовице "Комсомольской правды" "Азбука закалки": "Мне, человеку, отдавшему многие годы развитию физической культуры и спорта в стране, бывает обидно видеть молодых людей с вялой походкой, сутулой фигурой, неправильной осанкой. Почему они такие? У нас в стране созданы самые широкие возможности для укрепления здо- ровья, для занятий спортом. Побывав во многих странах мира, могу ут- верждать: никакая заграница не идет в этом с нами в сравнение". Вернемся к закаливанию и диалектике. Дефицит (избыток) тепла, на- оборот, тренирует систему терморегуляции. Холод возбуждает энергию в организме. Стоит принять ледяной душ - и не только бодрость, но и бе- зотчетная радость вселяется в подсознание. Мне удалось заполучить даже количественную характеристику этого явления И не откуда-нибудь, а с полюса холода - из Якутии. Кузнецу Сивцеву Гавриле Ксенофонтовичу бросилось в глаза следующее явление. Принятие воздушных ванн на морозе при сухой коже заканчивается резким возрастанием энергии организма! Он даже предположил, что это дает омо- лаживающий эффект, является основой долгожительства: якутян. Гаврила Ксенофонтович зафиксировал "время прилива энергии" в зависимости от температуры воздуха": при -20ёС - 9-10 мин, при -40ё С -б-7 мин, при -50-57ё С - 2 - 3 мин. Подытоживая сказанное, сравнивая мысли Сивцева, с собственными впечатлениями от прогулок в одном костюме при 20 градус^ ном морозе, скажу следующее. Ощущение такое, что организм "вспоминает молодость". А у самого молодого, кстати, у новорожденного, единственным видом фи- зической культуры для мышц является холод, И он встречает его улыбкой, радостью.
| |||||||||||||||||||||||||||||||