| |||||||||||||||||||||||||||||||
"На грани удовольствия"
Сознавая себя и жену лояльными родителями, мы несем, естественно, и определенные потери от последнего. У наших ребят нет в тех количест- вах, в которых хотелось бы, важных черт характера: воли, целеустрем- ленности, усидчивости, умения выполнять неинтересную работу. Но есть и диалектически связанный с этим недостатком плюс: в нашей семье возник, развился и превратился в принцип метод приобщения к физической культу- ре - "на грани удовольствия". Родился он в процессе увлечения аэробным бегом. При физиологичес- ки грамотном беге (вдох через нос) и приятном темпе вы плавно прибав- ляете в скорости до ощущения безразличия: ни легко, ни тяжело. Это и есть "граница удовольствия". Она, надо полагать, имеет свою физиологи- ческую оправданность, но нам - не до исследований в этой области. Для нас главное - это норма, которую легко объяснить ребенку и дать воз- можность ему контролировать ее самостоятельно. Настал черед перейти к взаимосвязи первого и последнего принци- пов. Настрой на закаливание, желание его ставит перед организмом чело- века "стратегическую" задачу: подружиться с холодом на всю долгую жизнь. "Граница удовольствия" позволяет решать "тактическую" задачу: до- зировать холод или жару. Если первый принцип побуждает к действию (за- каливанию), то шестой контролирует величину закаливания. Причем делает это в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями организма и, разумеется, с учетом конкретных климатических условий ре- гиона. На языке теории регулирования это означает введение отрицатель- ной обратной связи в систему терморегуляции. Эта обратная связь не позволяет системе "пойти вразнос" (дойти до извращений), оптимизирует процесс закаливания, делает его экономным. Если быть наблюдательным и терпеливым, то можно обнаружить, что дети и "неиспорченные" взрослые живут в строгом соответствии с закона- ми физиологии. Мы недавно узнали об открытии ростовских ученых Гаркави Л. X., Квакиной Е. Б., Уколовой М. А. трех уровней реакции организма на внешнее воздействие (тренировка, активация и стресс). Наблюдая же за детьми, автор установил три ступени их привыкания к холоду (жаре): преодоление, привыкание, перетерпение. Даже входя в парную, приходится вначале потерпеть (преодоление). Затем наступает привыкание (адаптация), в процессе которой терморегу- ляционная система тренируется. Далее начинается необычное. Если не об- ратить внимание на безразличие к жаре и, более того, перетерпеть, то можно дойти до стресса -потерять-- сознание. Поиск "границы удовольствия" и заключается как раз в том, что вы, привыкнув к жаре, по происшествии некоторого индивидуального времени (в среднем 3-7 минут) начинаете искать "ощущение безразличия": ни жар- ко, ни холодно. Или: вместо "жарко-приятно" - "жарко-безразлично". Первые неприятные ощущения (духота, сердцебиение, тошнота) свидетель- ствуют о том, что вы перетерпеваете, залезаете в область стресса. Надо покинуть парную. Адаптация к холоду протекает аналогично и для воды, например, резче. Плюхнулись в холодный бассейн: несколько секунд преодоления - и организм начинает наслаждаться холодом. Проходит минута блаженства, и вот она - "граница удовольствия": воды не существует. Пора выходить. Если захотите на спор "выиграть шашлык", то можете "залезть" в область стресса. Хотя и существуют местные признаки переохлаждения, сигнализи- рующие: "пора выходить" (начинают ломить кисти или ступни).
| |||||||||||||||||||||||||||||||